Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

метод обучения

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ.

1. Общедидактическое понятие. Совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся; являются универсальными и применимыми в преподавании разных дисциплин, однако в каждой конкретной дисциплине имеют свое специфическое выражение. М. о. объединяются в две взаимосвязанные группы: методы преподавания (показ, объяснение, организация тренировки, организация практики, коррекция, оценка) и методы учения (ознакомление, осмысление, участие в тренировке, практика, самооценка, самоконтроль). Ведущими для методики преподавания иностранных языков считаются следующие М. о.: показ, объяснение, практика (Общая методика..., 1967).

М. о. классифицируются по разным признакам:

a) по источнику получения знаний и формирования навыков и умений (слово учителя, рассказ, беседа, анализ языка, упражнения, работа с книгой, экскурсии, использование средств наглядности);

б) по степени и характеру участия обучаемых в учебном процессе (активные, пассивные М. о., различаемые по степени самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности);

в) по характеру работы учащихся (устный и письменный, классный и домашний, индивидуальный и коллективный М. о.). В настоящее время наибольшее распространение получила классификация М. о., основанная на деятельностном типе обучения. В этой связи выделяются:

1) методы, обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные);

2) методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (познавательные игры, учебные дискуссии, проблемные ситуации и др.);

3) методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен и др.).

2. Частнометодическое понятие. В отличие от общедидактических М. о., достаточно универсальных и используемых в преподавании разных дисциплин, частнометодические М. о. отражают специфику конкретного учебного предмета или группы предметов. В методике преподавания иностранных языков исторически сложилось двойственное определение метода как частнометодического понятия:

1) направление в обучении в широком значении;

2) способ обучения аспектам языка или видам речевой деятельности в более узком значении (Общая методика..., 1967). При разделении методов на общедидактические и частнометодические можно закрепить за М. о. неродному языку значение направления в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения языку и определяющее пути и способы их достижения. В таком случае, каждому М. о. присущи:

a) наличие ведущей идеи, определяющей пути и способы достижения цели обучения; дающей представление об общей стратегии обучения в рамках избранного для работы метода (так, для групп сознательных методов обучения характерна установка на сознательное овладение языком);

б) направленность на достижение определенной цели (например, направленность прямого метода обучения на овладение языком в устной форме общения, а переводно-грамматического - преимущественно в письменной форме);

в) использование в качестве теоретической базы метода (или группы методов) лингвистической, психологической, дидактической концепции (так, в основе сознательно-практического метода обучения лежит психологическая теория деятельности и теория поэтапного формирования умственных действий, в то время как лингвистическое обоснование метода связано с именем Л. В. Щербы и современными направлениями коммуникативной лингвистики);

г) независимость от условий и этапа обучения, ибо метод определяет стратегию обучения, а не его тактику. М. о., будучи направлением в обучении, реализуется на занятиях в виде модели обучения, отражающей характер учебных действий преподавателя и учащихся в рамках избранного направления. В истории преподавания иностранных языков известно несколько десятков М. о., возникающих в ответ на общественные потребности в изучении языков и отражающих уровень развития науки и техники на разных этапах развития общества. При появлении новых методов часто говорят о создании оптимального и универсального М. о. Однако опыт работы свидетельствует о том, что создание универсального оптимального метода - задача вряд ли осуществимая, ибо оптимальность определяется конкретными целями, задачами и условиями обучения. Так, можно говорить об оптимальности метода активизации при установке на овладение языком в сжатые сроки преимущественно в устной форме общения и на ограниченном лексико-грамматическом материале. Вопрос о классификации М. о. решается неоднозначно, что отражает наличие разных точек зрения на выбор оснований для такой классификации. Согласно одной точке зрения, в качестве исходного признака для классификации М. о. используется категория «подход к обучению». Принципиальное различие между существующими подходами можно выявить, установив следующее: на каком способе овладения языком - интуитивном или сознательном - построен метод; предусматривается ли в процессе обучения опора на родной язык либо такая опора исключается; какая форма овладения видами речевой деятельности рекомендуется - последовательная или параллельная. Исходя из прямого, сознательного и коммуникативно-деятельностного подходов к обучению, можно предложить разделение современных методов обучения на прямые (натуральный, прямой, аудиовизуальный, аудиолингвальный), сознательные (грамматико-переводный, сознательно-практический, сознательно-сопоставительный, программированный), комбинированные (коммуникативный, активный, репродуктивно-креативный), интенсивные (суггестопедический, метод активизации, эмоционально-смысловой, ритмопедия, гипнопедия). Общая тенденция в развитии методов связана со сближением разных методов в направлении поиска оптимального варианта для конкретных условий обучения. М. о. - категория историческая; методы изменяются с изменением целей и содержания обучения (Гальскова, 2000; Гез, Фролова, 2008; Капитонова и др., 2008; Щукин, 2008).

Полезные сервисы

метод обучения активный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ АКТИ́ВНЫЙ.

См. активный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения аналитико-имитативный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ АНАЛИ́ТИКО-ИМИТАТИ́ВНЫЙ.

См. аналитико-имитативный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения армейский

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ АРМЕ́ЙСКИЙ.

См. армейский метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения аудиовизуальный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ АУДИОВИЗУА́ЛЬНЫЙ.

См. аудиовизуальный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения аудиолингвальный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ АУДИОЛИНГВА́ЛЬНЫЙ.

См. аудиолингвальный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения грамматико-переводной

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ГРАММА́ТИКО-ПЕРЕВОДНО́Й.

См. грамматико-переводной метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения грамматикопереводный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ГРАММА́ТИКО-ПЕРЕВО́ДНЫЙ.

См. грамматико-переводный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения дедуктивный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ДЕДУКТИ́ВНЫЙ.

См. дедуктивный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения имитативный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ИМИТАТИ́ВНЫЙ.

См. имитативный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения индуктивный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ИНДУКТИ́ВНЫЙ.

См. индуктивный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения интегральный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ИНТЕГРА́ЛЬНЫЙ.

См. интегральный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения исследовательский

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ИССЛЕ́ДОВАТЕЛЬСКИЙ.

См. исследовательский метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения коммуникативный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ КОММУНИКАТИ́ВНЫЙ.

См. коммуникативный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения лабораторный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ЛАБОРАТО́РНЫЙ.

См. лабораторный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения натуральный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ НАТУРА́ЛЬНЫЙ.

См. натуральный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения проблемно-поисковый

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ПРОБЛЕ́МНО-ПОИСКО́ВЫЙ.

См. проблемно-поисковый метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения прямой

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ПРЯМО́Й.

См. прямой метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения психотерапевтический

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИ́ЧЕСКИЙ.

См. психотерапевтический метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения репродуктивно-креативный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ РЕПРОДУКТИ́ВНО-КРЕАТИ́ВНЫЙ.

См. репродуктивно-креативный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения сознательно-активный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ СОЗНА́ТЕЛЬНО-АКТИ́ВНЫЙ.

См. сознательно-активный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения сознательно-практический

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ СОЗНА́ТЕЛЬНО-ПРАКТИ́ЧЕСКИЙ.

См. сознательно-практический метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения сознательно-сопоставительный

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ СОЗНА́ТЕЛЬНО-СОПОСТАВИ́ТЕЛЬНЫЙ.

См. сознательно-сопоставительный метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения суггестопедический

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ СУГГЕСТОПЕДИ́ЧЕСКИЙ.

См. суггестопедический метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения эвристический

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ЭВРИСТИ́ЧЕСКИЙ.

См. эвристический метод обучения.

Полезные сервисы

метод обучения эмоционально-смысловой

Методические термины

МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ ЭМОЦИОНА́ЛЬНО-СМЫСЛОВО́Й.

См. эмоционально-смысловой метод обучения.

Полезные сервисы